Windows для профессионалов

       

Оконные сообщения


Часть VI: Операции с окнами

Глава 26 - Оконные сообщения

В этой главе я расскажу, как работает подсистема передачи сообщений в Windows применительно к приложениям с графическим пользовательским интерфейсом Раз рабатывая подсистему управления окнами в Windows 2000 и Windows 98, Microsoft преследовала две основные цели

  • обратная совместимость с 16-разрядной Windows, облегчающая перенос суще ствующих 16-разрядных приложении,

  • отказоустойчивость подсистемы управления окнами, чтобы ни один поток не мог нарушить работу других потоков в системе
  • К сожалению, эти цели прямо противоречат друг другу В 16-разрядной Windows передача сообщения в окно всегда осуществляется синхронно отправитель не может продолжить работу, пока окно не обработает полученное сообщение Обычно так и нужно Но, если на обработку сообщения потребуется длительное время или если окно "зависнет", выполнение отправителя просто прекратится А значит, такая операцион ная система не вправе претендовать на устойчивость к сбоям

    Это противоречие было серьезным вызовом для команды разработчиков из Micro soft В итоге было выбрано компромиссное решение, отвечающее двум вышеупомя нутым целям Помните о них, читая эту главу, и Вы поймете, почему Microsoft сделала именно такой выбор

    Для начала рассмотрим некоторые базовые принципы Один процесс в Windows может создать до 10 000 User-объектов различных типов — значков, курсоров, окон ных классов, меню таблиц клавиш-акселераюров и т д Когда поток из какого-либо процесса вызывает функцию, создающую один из этих объектов последний перехо дит во владение процесса Поэтому, если процесс завершается, не уничтожив данный объект явным образом, операционная система делает этo за него Однако два User объектa (окна и ловушки) принадлежат только создавшему их потоку И вновь, если поток создает окно или устанавливает ловушку а потом завершается, операционная система автоматически уничтожает окно или удаляет ловушку

    Этот принцип принадлежности окон и ловушек создавшему их потоку оказывает существенное влияние на механизм функционирования окон поток создавший окно, должен обрабатывать все его сообщения Поясню данный принцип на примере До пустим, поток создал окно, а затем прекратил работу Тогда его окно уже не получит сообщение WM_DESTROY или WM_NCDESTROY, потому что поток уже завершился и обрабатывать сообщения, посылаемые этому окну, больше некому

    Это также означает, чю каждому потоку, создавшему хотя бы одно окно, система выделяет очередь сообщений, используемую для их диспетчеризации Чтобы окно в конечном счете получило эти сообщения поток должен иметь собственный цикл выборки сообщений В этой главе мы детально рассмотрим, что представляют собой

    очереди сообщений потоков. В частности, я расскажу, как сообщения помещаются в эту очередь и как они извлекаются из нее, а потом обрабатываются.



    Содержание раздела