Windows для профессионалов

       

Выполнение ЕХЕ-модуля


При запуске ЕХЕ-файла загрузчик операционной системы создает для его процесса виртуальное адресное пространство и проецирует на него исполняемый модуль. Далее загрузчик анализирует раздел импорта и пытается спроецировать все необходимые DLL на адресное пространство процесса.

Поскольку в разделе импорта указано только имя DLL (без пути), загрузчику приходится самому искать ее ня дисковых устройствах в компьютере пользователя. Поиск DLL осуществляется в следующей последовательности.

  • Каталог, содержащий ЕХЕ-файл.
  • Текущий каталог процесса.
  • Системный каталог Windows.
  • Основной каталог Windows.
  • Каталоги, указанные в переменной окружения PATH.
  • Учтите, что на процесс поиска библиотек могут повлиять и другие факторы (см. главу 20). Проецируя DLL-модули на адресное пространство, загрузчик проверяет в каждом из них раздел импорта. Если у DLL есть раздел импорта (что обычно и бывает), загрузчик проецирует следующий DLL-модуль. При этом загрузчик ведет учет загружаемых DLL и проецирует их только один раз, даже если загрузки этих DLL требуют идругие модули.

    Если найти файл DLL не удается, загрузчик выводит одно из двух сообщений (первое — в Windows 2000, а второе — в Windows 98).

    Найдя и спроецировав на адресное пространство процесса все необходимые DLL-модули, загрузчик настраивает ссылки на импортируемые идентификаторы. Для этого он вновь просматривает разделы импорта в каждом модуле, проверяя наличие указанного идентификатора в соответствующей DLL. Не обнаружив его (что происходит крайне редко), загрузчик выводит одно из двух сообщений (первое — в Windows 2000, а второе — в Windows 98):

    Было бы неплохо, если бы в версии этого окна для Windows 2000 сообщалось имя недостающей функции, а не маловразумительный для пользователя код ошибки вроде 0xC000007B. Ну да ладно, может, в следующей версии Windows это будет исправлено.

    Если же идентификатор найден, загрузчик отыскивает его RVA и прибавляет к виртуальному адресу, по которому данная DLL размещена в адресном пространстве процесса, а затем сохраняет полученный виртуальный адрес в разделе импорта EXE-модуля.
    И с этого момента ссылка в коде на импортируемый идентификатор приводит к выборке его адреса из раздела импорта вызывающего модуля, открывая таким образом доступ к импортируемой переменной, функции или функции-члену C++класса. Вот и все — динамические связи установлены, первичный поток процесса начал выполняться, и приложение наконец-то работает!

    Естественно, загрузка всех этих DLL и настройка ссылок занимает какое-то время. Но, поскольку такие операции выполняются лишь при запуске процесса, на производительности приложения это не сказывается. Тем не менее для многих программ подобная задержка при инициализации неприемлема. Чтобы сократить время загрузки приложения, Вы должны модифицировать базовые адреса своих EXE- и DLL-модулей и провести их (модулей) связывание. Увы, лишь немногие разработчики знают, как это делается, хотя эти приемы очень важны. Если бы ими пользовались все компании-разработчики, система работала бы куда быстрее. Я даже считаю, что операционную систему нужно поставлять с утилитой, позволяющей автоматически выполнять эти операции. О модификации базовых адресов модулей и о связывании я расскажу в следующей главе.


    Содержание раздела